Международный литературный фестиваль им.М.Горького - Осенняя сессия. Максим Гуреев – путь литератора

Опубликовано редактор - пт, 22.09.2017 - 10:01

Каждый студент-филолог хоть раз в жизни пробовал что-то писать – стихи, рассказы. (Если нет, то присмотритесь внимательнее – возможно, что это и не филолог вовсе.) Именно поэтому писатель и режиссёр Максим Гуреев начал свои выступления перед студентами-филологами НГПУ им. К. Минина и ВШЭ с рассказа о своём творческом пути и о том, что это такое – быть писателем в нашей стране.

Первое, с чем придётся столкнуться начинающему автору: пытаться пристроить свои произведения в журналы – занятие неблагодарное и губительное для нервов, хотя и не бессмысленное: сам Максим Александрович получил множество отказов, пока наконец в 1997 году его повесть «Калугадва» не заинтересовала журнал «Октябрь». Казалось бы, вот и золотой билет в мир большой литературы… но как оказалось, в этом мире всё очень сложно.

Например, могут написать из журнала и спросить: «Нет ли у вас произведения на такую-то тему?» Может выйти на связь редактор из издательства и предложить написать, например, роман об Эйнштейне за два месяца. Если писатель в обоих случаях даст отрицательный ответ, то это будет означать лишь одно: место на журнальных страницах и заказ на написание книги достанутся кому-то другому.

В годы своей учёбы в Литературном институте Максим Гуреев неоднократно видел авторов, всецело полагавшихся на «музу», «вдохновение» и тому подобные эфемерные вещи. Ни один из этих авторов так и не стал известным. Причина понятна: литература – это работа, здесь нет места розовым мечтам.

Кстати, о работе: каждый труд должен оплачиваться, не так ли? Почти никому из нынешних популярных авторов, включая большую тройку Прилепин – Шаргунов – Сенчин, не удаётся жить исключительно на доходы от продажи книг. Это в советские времена писатель, издавший книгу, мог полтора года отдыхать в Коктебеле – а в наши дни литератора кормят ноги. Гуреев сравнил современного писателя с актёром: главный источник его заработка – гонорары за участие в различных встречах и прочих мероприятиях. Другой источник – литературные премии, которых сейчас очень много.

Вместе с тем писателю приходится много писать – и не только ради денег, но просто ради того, чтобы не выпасть из обоймы. По словам Максима Александровича, это сродни тренировкам спортсмена: стоит запустить это дело, и вылетишь из профессионального спорта в два счёта. Именно поэтому даже хорошие современные писатели периодически выдают на-гора слабые, наспех написанные книги.

Студентам Мининского университета Гуреев показал свой документальный фильм «Дом», посвящённый последнему письму Фадеева. Всё, что сейчас помнят об этом писателе – сочинял идеологически правильные книги и пьянствовал, пока не покончил с собой. В реальности всё, конечно, было гораздо сложнее и глубже…

Максим Гуреев сравнил Нижний Новгород с красивым южным городом: старинные дома, тёплый ветер… Так и чувствуется, что где-то рядом – море. С погодой нам, конечно, повезло в эти сентябрьские дни. Видно, сама природа хочет, чтобы Максим Александрович ещё не раз посетил наш фестиваль.

 

Официальный обозреватель МЛФМГ Г.Максимов